• Рейтинг@Mail.ru
  • Rambler's Top100

Вступление

Общая тема моей исследовательской работы — войны в Древнем мире, эволюция тактики и стратегии их ведения, развитие вооружения и отношения командир–солдат в армиях тех времён. Понимание событий прошлого помогает понимать события нынешние и рассчитывать их последствия в будущем. А.И. Герцен утверждал: «История не возвращается, ей никогда не бывают нужны старые платья». Но, как известно, под новым платьем скрывается всё тот же знакомый человек с известным характером. Многие события регулярно повторяются, сильно изменяясь, но оставляя прежнее ядро, видное при внимательном изучении. Например война марианцев и сулланцев в Риме и буржуазно-демократические революции в Европе XVII-XIX вв. Безусловно, разные события, между тем имеют в основе одно и то же противостояние — противостояние богатых и знатных. Возможно, решения найденные в прошлом, не способны решить современных проблем, но они могут помочь в нахождении правильного ответа.

Всю историю человечества его сопровождали войны. В современном мире, после изобретения ядерного оружия, любая серьёзная война теоретически может стать концом всей биосферы планеты, поэтому наиболее образованная часть человечества уже лет 80 стремится избегать войн. Пока получается не очень хорошо, но возможно, нужно не бездумно пытаться предотвращать различные военные конфликты, а разобраться в причинах того, почему люди начинают войны?

Моя цель — разобрать войны комплексно: их историю, причины, цели, средства, способы ведения и результаты, способы организации процесса ведения войн, роль личности в боевых действиях и придти к выводу: что нужно было сделать, чтобы добиться успеха в войне; наконец, как можно (и нужно ли вообще) избегать войн, основываясь на истории Древнего мира (до 476 г. н.э).

Большая часть информации о событиях тех времён известна нам благодаря очевидцам событий, которые записывали всё, что происходило вокруг. Другое дело, что их мемуары в основном не сохранились, а были перезаписаны через десять рук настоящими историками того времени: Геродотом, Ливием, Тацитом и прочими менее известными, но не менее достойными служителями Клио. Легче всего с историей Рима: он наиболее близок нам по времени, и от его жителей остались многочисленные книги обо всём подряд, из которых можно составить более или менее чёткое представление о том, что происходило внутри Римского государства. Намного хуже ситуация с более ранними цивилизациями: многие из них не имели письменности и передавали историю устно, поэтому многое напоминает больше красивую сказку чем реальную историю. Многие события были записаны только в эллинистический период, когда количество вариантов тех или иных событий зашкаливало за все разумные пределы. Другой проблемой стало то, что многие книги греков и их соседей, умевших писать, сгорели в 47 г. до н.э. во время пожара в Александрийской библиотеке. Это сильно урезало количество источников достоверной информации о доримских временах в Средиземноморье. На этом фоне гениями выглядят жители Междуречья, писавшие на глиняных табличках, которые дошли до нас в огромных количествах. Однако они в основном содержат обыденную информацию: например о том, кто кому сколько должен. Кто кого ограбил и прочее. Это усложняет привидение содержимого табличек к историческому описанию событий, но зато можно рассчитывать на объективность подобной информации: табличка со стоимостью апельсинов, будет давать нам реальную стоимость апельсинов, в то время как историк обязательно будет считать, что цена завышена, и для «улучшения восприятия действительности» читателем завысит цены в несколько раз.

Мне, к сожалению, пока не удалось добраться до книг древних историков, я был вооружён более читабельными произведениями современных авторов. Впрочем, их творений явно недостаточно для очень глубокого анализа — каждый видит всё по-своему и разброс наблюдается не только в оценках тех или иных событий, но и в исторических «фактах». Пока одни пишут о «героическом» спасении Рима гусями просто как о событии, не затрагивая его достоверность, другие ставят под сомнение эту «легенду». По сути моя работа становится изложением событий тех времён так, как их вижу я, пытаясь сохранить различные мнения предшественников.

Теперь немного о самих источниках. «Все войны мира» — мой основной источник информации о войнах, армиях, оружии и прочем. «Иллюстрированная всемирная история» — переводное издание, написанное английскими историками. Поскольку книга описывает основные исторические события, а не только войны, детального разбора кампаний и сражений в ней нет, но она полезна как источник сведений о том, что окружает любую войну: о жизни людей. Компьютерная игра Rome: Total War и её сайт также имеют английское происхождение. Одно слово «игра» ставит под сомнение достоверность содержания, но в данном случае делом занимались серьёзные люди, которые не предоставляют какой-либо уникальной информации, но достоверно излагают наиболее значимые события. «Книга будущих командиров» источник не столь обширный и наглядный, но кое-что полезное можно найти и в ней. Книга «Кто есть кто в античном мире» оказалась очень полезна как источник биографий лиц, мной упоминаемых. Также книга запомнилась мне очень критичным отношением к древним «фактам». «Оружие» фон Винклера — книга, написанная в конце XIX в., содержит обширные сведения об оружии, хотя в ряде исторических фактов с автором можно и поспорить. Но этого лучше не делать: во-первых, вряд ли он ещё жив, а во-вторых, надо понимать, что за прошедший век было сделано достаточно археологических открытий, чтобы несколько увеличить наши знания об истории Древнего мира. Представляю насколько будут достоверны наши учебники по истории, если найдётся какой-нибудь подземный павильон Александрийской библиотеки с ранее неизвестными книгами! «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона — могучий источник научных определений тех или иных предметов и терминов, единственный минус которого в том, что современные издатели поленились перевести дореволюционную кириллицу в современную, в остальном претензий, я думаю, быть не может. Macmillan ED служит тем же целям но здесь приходится делать перевод с английского. Время от времени в тексте я буду ссылаться на источник той или иной информации или мнения. Выглядеть это будет так: [2, т3, 56] — это значит, что информация взята из источника №2 (см. Список литературы), из тома третьего, со страницы 56. Поскольку большинство моих источников однотомные, я буду опускать пункт про тома, то есть выглядеть это будет так — [7, 34]. Иногда в тексте будут встречаться термины, значение которых, на мой взгляд, необходимо пояснить. На эти слова будут сделаны сноски в конце этой же страницы. Большинство пояснений будет взято из толковых словарей, и в конце будет указано происхождение определения.

Что касается такого пункта вступления как «Материалы и методы, использованные в работе», то тут всё просто: многочисленные книжки, своя голова, компьютер, стол и кресло (куда же без него?!). Мой метод — анализ известных мне фактов и привидение их в общее описание событий с добавлением собственных комментариев и, кое-где, комментариев известных исторических личностей. Каждая глава открывается эпиграфом со словами того или иного человека, обычно сказанных НЕ о событиях, следующих в главе, но, на мой взгляд, неплохо к ним подходящие. К примеру, глава про фалангу открывается словами Конфуция о том, что «Вести на войну необученных солдат — значит просто выбросить их». Конфуций, конечно, ничего не знал о фаланге, но то, что тысячи кое-как обученных варваров гибли на копьях фалангёров, обученных простому строю — факт.

Теперь я хочу немного суммировать весь свой нынешний багаж знаний, с которым я подошёл к своим исследованиям, и от которого я и буду отталкиваться.

Слагаемые победы

На мой взгляд, для успеха в военной кампании необходим баланс трёх важных элементов любой армии: управления, солдат и снабжения. Все эти элементы взаимосвязаны, как между собой, так и с внешними факторами, и превосходство в них над противником и их гармония играют решающую роль в победе.

Под управлением я понимаю навыки командующих. Командир должен уметь правильно оценить ситуацию и использовать соответствующую тактику, то есть также обладать большими знаниями. Хороший командир, кроме того, учитывает состояние солдат, осведомлён обо всех нововведениях, которые можно применить для достижения победы.

Но для чёткого выполнения приказов важно, чтобы в военном деле разбирался не только полководец, но и его подчинённые. Со временем растут требования к знаниям не только офицеров (центурионов, десятников и т.п.), но и самых обычных солдат: если гоплиту было достаточно знать, что он должен выдержать строй фаланги, то современный солдат должен разбираться в тактике ведения боя, способах маскировки и других элементах современной войны.

Однако в солдате важны не только знания, но и его моральный дух и физическая форма. Будучи в плохом настроении, солдат даже если и не побежит с поля боя, то его эффективность всё равно ниже, чем у довольного и счастливого солдата. Более того, солдат должен быть психологически устойчив. Что касается физической подготовки, то здесь важна не столько сила, сколько выносливость: промаршировать пару недель, а то и месяцев, а затем ещё и драться с противником — нелёгкая задача для не натренированного человека, однако в серьёзной военной кампании бывает ещё и не такое, поэтому физическая подготовка чрезвычайно важна, а вкупе с выше упомянутой психологической стойкостью она способна творить чудеса! На стойких, надёжных и дисциплинированных солдат можно положиться, что они будут действовать именно так, как этого ожидает полководец и, желательно, так, как не ожидает противник! Ведь, в конце концов, любые придуманные генералом тактические изыски реализуются простыми солдатами.

Не менее важно снабжение армии всем необходимым, что имеет значительное влияние на солдат. Солдат может чувствовать себя хорошо только тогда, когда он не испытывает нужды в жизненно важном, поэтому служба снабжения должна работать как часы, но решение проблем, связанных с доставкой снаряжения лежит на управленцах, ведь от их планов зависит то, насколько легко будет осуществляться транспортировка из лагеря в действующие части. Самый интересный пример в этом отношении — действия Александра Македонского во время его завоеваний. Он так великолепно всё рассчитывал, что его армия всегда была снабжена необходимыми ресурсами.

К снабжению я также отношу разведку и контрразведку, «поставляющие» информациею и защищающие свои секреты, а интеллектуальная собственность, как известно, ценится превыше всего. Это облегчает задачу построения стратегии на кампанию и тактики на сражение для генерала. Причём разведка и контрразведка связаны с активной интеллектуальной работой, из-за чего этот пункт стремится к управлению. Возможно, даже было бы правильнее отнести их к управлению, но я все же решил считать поставку информации и её охрану «снабжением». Если кто не согласен, я не против.

Итак, я обозначил те темы, которые интересуют меня в первую очередь, и за исполнением которых я буду следить, а то вдруг я рассуждаю неправильно, и на своих солдат можно плюнуть и отправить воевать, в чём есть, а не в чём надо?! Но нельзя забывать, что все эти факторы находятся под влиянием других, в том числе и мирных факторов, которые я так же постараюсь учесть в своей работе.

Хостинг от uCoz